visitglobe.ru
Юридическая помощь - бесплатная консультация
Бесплатная консультация по телефонам*
Москва и область
+7 499 110-35-21
Ежедневно с 9.00 до 23.00
Санкт-Петербург и область
+7 812 334-11-75
Ежедневно с 9.00 до 23.00
Главная - Финансовое право - Конституционный статус варшавы

Конституционный статус варшавы


конституционный статус варшавы

Невозможно быть одновременно депутатом и сенатором или совмещать каждую из этих должностей с функцией Председателя Польского Национального Банка, Председателя Верховной Палаты Контроля, Уполномоченного по Гражданским Правам, Уполномоченного по Правам Ребенка и их заместителей, члена Совета Денежной Политики, члена Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, посла, а также с должностью в Канцелярии Сейма, Канцелярии Сената, Канцелярии Президента Республики или с должностью в правительственной администрации.

Не могут осуществлять депутатские полномочия судья, прокурор, гражданский служащий, военнослужащий на действительной военной службе, должностные лица полиции и служб охраны государства, а также иные лица, указанные в законе.

Президент Республики Польша является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти, следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, нерушимости и неделимости его территории.

Президент Республики избирается «нацией» путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании на пятилетний срок и может быть избран повторно только один раз. Кандидатом в Президенты может быть польский гражданин, достигший на день голосования 35 лет, не ограниченный в избирательных правах, выдвинутый не менее, чем 100 тысячами избирателей.


Кoнституциeй или зaкoнaми за oргaнами иных публичных влaстей.

Cтaтья 164

  1. Oснoвнoй eдиницeй территориального сaмoупрaвлeния являeтся гминa.
  2. Иные eдиницы рeгиoнaльнoгo или локального и рeгиoнaльнoгo сaмoупрaвлeния oпрeдeляются зaкoнoм.
  3. Гминa выпoлняeт всe зaдaчи территориального сaмoупрaвлeния, нe закрепленные за иными eдиницами территориального сaмoупрaвлeния.

Cтaтья 165

  1. Eдиницы территориального сaмoупрaвлeния являются юридическими лицами.
  • Вeрхoвнaя Пaлaтa Кoнтрoля мoжeт кoнтрoлирoвaть дeятeльнoсть oргaнoв территориального сaмoупрaвлeния, кoммунaльных юридичeских лиц и иных кoммунaльных oргaнизaциoнных eдиниц с тoчки зрeния зaкoннoсти, экономности и дoбрoсoвeстнoсти.
  • Вeрхoвнaя Пaлaтa Кoнтрoля мoжeт тaкжe кoнтрoлирoвaть с тoчки зрeния зaкoннoсти и экономности дeятeльнoсть иных oргaнизaциoнных eдиниц и хoзяйствующих субъeктoв в тeх прeдeлaх, в которых oни испoльзуют гoсудaрствeнныe или кoммунaльныe имущeствo либо срeдствa, a тaкжe выпoлняют финaнсoвыe oбязaтeльствa в пользу гoсудaрства.

Cтaтья 204

  1. Вeрхoвнaя Пaлaтa Кoнтрoля прeдстaвляeт Сeйму:Вeрхoвнaя Пaлaтa Кoнтрoля прeдстaвляeт Сeйму eжeгoдный oтчeт o свoeй дeятeльнoсти.

В стране открылись новые школы, учебники стали печататься в соответствии с установленным стандартом, преподаватели стали получать лучшее образование, а бедные ученики стали получать стипендию[33][45].

Важноimportant
Предполагалось подготовить новые гражданский и уголовный кодексы; документ получил рабочее название «Кодекс Станислава Августа»[89][97]. Король также планировал реформу, которая улучшала бы положение евреев[97].

Последствия: война и два раздела[править | править код]

Конституция находилась в действии чуть больше года, после чего была низвержена российскими войсками вместе со шляхтой в ходе Русско-польской войны 1792 года (альтернативное название — «Война в защиту Конституции»)[64].


Инфоinfo
Завершив войны с Турцией и со Швецией, императрица Всероссийская Екатерина II обратила внимание на Речь Посполитую. Конституция привела её в ярость, поскольку она видела в ней угрозу российскому влиянию в стране[55][56][98].

Российская сторона рассматривала польско-литовское государства как протекторат de facto[99]. Узнав о принятии Правительственного акта, один из ведущих творцов российской внешней политики Александр Андреевич Безбородко сказал: «Худшие из возможных новостей прибыли из Варшавы: польский король стал почти суверенным»[100].
Вниманиеattention
Связи польских реформистов с французской революционной Национальной ассамблеей рассматривались соседями Польши как доказательство революционного заговора и угроза абсолютизму[101][102]. Страхи европейских консерваторов выразил прусский государственный деятель Эвальд Фридрих фон Герцберг: «Проголосовав за Конституцию, поляки нанесли прусской монархии coup de grâce»[прим.

29].

Конституция провозглашает открытый характер финансирования политических партий и то, что их целью может быть только влияние «демократическими методами на формирование политики государства. Основными политическими партиями являются: «Гражданская платформа», «Право и справедливость», антиклерикальное «Движение Паликота», «Союз демократических левых сил», «Польская крестьянская Партия».

В Польше существуют профессиональные союзы.
Два центральных профсоюза — «правый» Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» с центральным органом в Гданьске, и симпатизирующее социал-демократам Всепольское объединение профсоюзов с центром в Варшаве. К менее крупным профсоюзным объединениям относятся Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность-80» и некоторые отраслевые профсоюзы — Союз польских учителей, Союз польских шахтеров, Всепольский профсоюз медсестер и акушерок.

Особую роль занимают профсоюзы фермеров, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, которые защищают интересы жителей села.
Наиболее крупные из них — Союз земледельцев, крестьянских кружков и организаций и Независимый самоуправляемый профсоюз фермеров «Солидарность».

В Польше много других общественных объединений: различные общества, гражданские движения, иные добровольные объединения, а также фонды.

Они подлежат судебной защите, включая возмещение вреда каждому незаконно лишенному свободы.

На привлекаемых к ответственности лиц распространяется принцип презумпции невиновности. По отношению к военным преступлениям и преступлениям против человечности срок давности не применяется.
Относительно преступлений, не преследуемых по политическим причинам и совершенных публичными должностными лицами либо по их указанию, Конституция провозглашает, что течение давности применительно к ним подлежит приостановлению до отпадения соответствующих причин.

В отличие от Конституции России, которая рассматривает судебную конфискацию имущества как гарантию экономических прав, польская конституция размещает ее в подразделе о личных правах.

В зависимости от носителей политические права и свободы в Польше делятся на две группы. Только гражданам принадлежат: право при отсутствии ограничений в пользовании публичными правами на одинаковый доступ к публичной службе; право получать информацию о деятельности органов публичной власти, а также лиц, выполняющих публичные функции, включая деятельность органов хозяйственного и профессионального самоуправления, в объеме выполнения ими задач публичной власти; право участвовать в референдуме, а также избирательное право, если гражданин дееспособен, не позднее дня голосования достиг 18 лет и в судебном порядке не лишен публичных или избирательных прав.

Согласно основному закону государства, территориальное деление должно предоставить передачу полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в единицы основного территориального деления.

Жители общин (гмин), а также иных установленных законом единиц создают самоуправляющиеся сообщества.

Основы конституционного права Польши

Республика Польша — одно из крупнейших государств Восточной Европы, с площадью сухопутной части территории 312 679 кв. км. Это восьмая по населению страна в Европе (около 39 млн.

чел.), а в этническом отношении — одно из самых мононациональных государств мира.

Столица — город Варшава.

Первую конституцию (Правительственный закон) Польша получила уже в мае 1791 г. Действующая, четвертая по счету, конституция Республики Польша была принята Национальным Собранием 2 апреля 1997 г.

и 17 октября того же года вступила в силу.

отставки Прeдсeдaтeля Сoвeтa Министрoв.

  • Прeзидeнт Рeспублики в случae, oпрeдeлeннoм в п. 3 ч.

С 1982 года в Чикаго ежегодно проходит Парад в честь Дня польской Конституции[126].

Колонны в честь Конституции 3 мая[править | править код]

Посольство Польши в РБ составило список 16 колонн в честь Конституции 3 мая, которые находятся на территории современной Беларуси[127].

  1. Антополь (Дрогичинский район);
  2. Бездеж (Дрогичинский район);
  3. Беница (Молодечненский район);
  4. Вистычи (Брестский район);
  5. Глубокое (Глубокский район);
  6. Дятлово (Дятловский район);
  7. Жирмуны (Лидский район);
  8. Леонполь (Миорский район);
  9. Могилевцы (Пружанский район);
  10. Новоельня (Дятловский район);
  11. Пески (Мостовский район);
  12. Петриков (Петриковский район);
  13. Поланск (Пружанский район);
  14. Скоки (Брестский район);
  15. Фащевка (Шкловский район);
  16. Шнипки (Щучинский район).

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ англ. «the first constitution of its type in Europe»
  2. ↑ Следует отметить, что первенство США в создании национальной конституции оспаривается. Историки трактуют данный термин по-разному, однако и американской, и польской конституциям предшествовали документы, в названии которых упоминается именно это слово, например, Конституция Корсики 1755 года (см.

    Dorothy Carrington, The Corsican constitution of Pasquale Paoli (1755—1769), The English Historical Review ,1973).

Тем не менее, его амбициозная программа не была реализована, поскольку против неё выступили Пруссия, Россия и польское дворянство[19]. Отчасти из-за того, что выборы, приведшие на трон Понятовского, были санкционированы императрицей Екатериной II, положение короля было слабым с самого начала.

Он начал с осторожных реформ, учредив налоговое и военное министерства, а также введя национальный таможенный тариф. Последний, впрочем, был вскоре отменён ввиду недовольства со стороны прусского монарха Фридриха II[19].

На тот момент указанные меры уже прошли фильтр Конвокационного сейма. Парламент 1764 года и последующие его созывы принимали и другие законы короля и «Фамилии», касавшиеся законодательной и исполнительной ветвей власти[19].

Магнаты Речи Посполитой воспринимали изменения с подозрением, в то время как соседние страны, удовлетворённые ослаблением польско-литовской державы, не желали видеть возрождающееся демократическое государство близ своих границ[22].

Численность армии Речи Посполитой сократилась до 16 тысяч солдат, что побудило соседей открыто вторгнуться в пределы страны: Русская императорская армия насчитывала тогда 300 тысяч солдат, Прусская и Императорская австрийская армии — по 200 тысяч[23].

Екатерина II и Фридрих II спровоцировали конфликт между депутатами сейма и королём, причиной которого стали разногласия относительно прав религиозных меньшинств, в частности, протестантов и греко-православных.

Сейм включает 460 депутатов, избираемых на всеобщей, равной, прямой и пропорциональной основе путем тайного голосования. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых в результате всеобщих, непосредственных выборов при тайном голосовании.

Срок полномочий Сейма и Сената — четыре года, но возможно их досрочное прекращение. Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий активное избирательное право и достигший на день выборов 21 года. Для выборов в Сенат возраст пассивного избирательного права повышается до 30 лет. Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями и непосредственно избирателями, но баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат нельзя.

Статус депутата Сейма и члена Сената, а также его гарантии определяются законом.

Избранным считается кандидат, получивший более половины поданных голосов.

Полномочия Президента Республики начинаются с момента принесения перед Национальным Собранием торжественной присяги. Возможно досрочное прекращение его полномочий в случаях: смерти; отказа от должности; подтверждения недействительности выборов Президента или иных причин, в силу которых должность после выборов оказалась не занята; признания Национальным Собранием стойкой неспособности Президента исполнять полномочия по состоянию здоровья; отрешения Президента Республики от должности решением Государственного Трибунала.

Президент Республики не может занимать иную должность или выполнять иную публичную функцию, за исключением тех, которые связаны с исполняемой должностью.

Президент Республики Польша осуществляет свои полномочия в сфере внешней политики; в сфере обороны; в сфере прав и свобод человека и гражданина; в сфере координации деятельности органов власти и формирования политического курса; в сфере нормотворчества.

Условием придания юридической силы официальным актам Президента Республики является подпись Председателя Совета Министров, который после подписания акта несет ответственность за его исполнение перед Сеймом.

Первый Председатель Верховного Суда назначается Президентом Республики на шестилетний срок полномочий из кандидатов, представленных Общим Собранием Судей Верховного Суда.

Высший Административный Суд, а также иные административные суды осуществляют контроль деятельности публичной администрации. Это, прежде всего, вынесение судебных решений о соответствии законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.

Конституционный Трибунал разрешает дела: о соответствии Конституции законов и международных договоров; о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе; о соответствии правовых актов («предписаний права») центральных государственных органов Конституции, ратифицированным международным договорам и законам; о соответствии Конституции целей или деятельности политических партий; о соответствии Конституции нормативного правового акта, на основании которого судебный или иной орган публичной власти вынес окончательное решение о конституционных свободах, правах или обязанностях индивида; по спорам между центральными конституционными органами государства о компетенции.

Государственный Трибунал предназначен для привлечения виновных к конституционной ответственности за нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей.

Впрочем, сохранить государство не удалось ни королю, ни конфедерации, которая управляла Речью Посполитой на протяжении некоторого времени. К удивлению польских патриотов, Гродненский сейм, подкупленный или запуганный российскими войсками, принял акт о Втором разделе государства[64][105][111]. 23 ноября 1793 года находившийся под принуждением сейм отменил действие

Конституции и присоединился к соглашениям о Втором разделе[112][113]. Россия получила 250 тыс. км² территории, Пруссии же достались 58 тыс.

км²[111].

Польско-литовское государство теперь располагалось на менее, чем 215 тыс. км²[114]. По сути, Речи Посполитая стала маленьким буферным государством с марионеточным королём, российские гарнизоны теперь контролировали сокращённую в численности польскую армию[114][115].

На протяжении полутора лет польские патриоты выжидали удобный момент, одновременно планируя сценарий восстания[111].

24 марта 1794 года Тадеуш Костюшко сделал официальное заявление в Кракове, положившее начало восстанию, названному впоследствии его именем[111]. 7 мая он выпустил Поланецкий универсал, в котором гарантировалась свобода крестьян и право на землю для всех тех, кто принял бы участие в восстании. Революционные трибуналы осуществляли упрощённое судопроизводство в отношении тех, кто считался предателем государства[111].

Помимо сокращения политических привилегий шляхты данный закон существенным образом редактировал электоральное постановление[59]. Ранее правом голоса в сеймике обладали все дворяне, и многие бедные, безземельные представители знати — «клиентела» магнатов — de facto голосовали в соответствии с требованиями магнатов[27][59].

Теперь же право голоса ограничивалось имущественным цензом: участник голосования должен был владеть землёй или сдавать её в аренду и платить налоги; в противном случае он должен был быть близким такого человека — при несоблюдении этих условий дворянин лишался возможности участвовать в голосовании[60][82]. От 300 000 до 700 000 дворян были поражены в указанном праве, что вызвало их недовольство[59]. С другой стороны, право голоса вновь получили землевладельцы, находившиеся на военной службе — они утратили данное право в 1775 году[59]. Отныне в голосовании могли принимать участие мужчины возрастом не менее 18 лет[75]. Избиратели определяли депутатов повятовых сеймиков, те же отбирали депутатов для общегосударственного сейма[75].

Наконец, статья VI упраздняла некоторые институциональные источники возникшей в стране анархии: это и liberum veto, заменённое правилом простого большинства, и конфедерации, и избыточное влияние сеймиков, которое основывалось на обязательной процедуре инструктирования депутатов при направлении их в центральный сейм[27][60].

Первый документ подтверждал принятие Правительственного акта, принятого двумя днями ранее, второй — единство и неделимость Польши и Великого княжества в рамках единого государства, а также их равное представительство в органах государственного управления[70][92]. Взаимная гарантия усилила польско-литовскую унию, сохранив многие федеральные отношения[91][93][94].

Ни Конституция, ни Взаимная гарантия не были переведены на литовский язык в XVIII веке: имеется только рукописный перевод, созданный в начале XIX века[95][86].

Конституция находилась в стадии разработки до самого момента принятия. Некоторые её положения были детализированы в законах, изданных в мае и июне того же года: 13 мая были опубликованы два акта о Сеймовых судах, 1 июня — о Блюстителях законов, 17 июня — о комиссии (министерстве) по делам полиции, 24 июня — о муниципальном управлении.

Конституция допускала принятие поправок, которые должны были утверждаться внеочередными собраниями сейма каждые 25 лет[60][79]. Гуго Коллонтай тогда объявил, что работа ведётся над «экономической конституцией,… которая будет гарантировать каждому право собственности [и] обеспечивать защиту и почёт всякому виду труда…»[96][прим.

28]. Он также упоминал о третьем основном законе, «моральной конституции», которая, вероятно, должна была стать аналогом американского Билля о правах и французской Декларации прав человека и гражданина[96].

Всепольский Судебный Совет не является органом правосудия и обеспечивает независимость судов и судей.

Верховная Палата Контроля является высшим органом государственного контроля; подчиняется Сейму и действует на принципах коллегиальности; контролирует деятельность органов правительственной администрации, Польского Национального Банка, государственных юридических лиц и иных государственных организационных единиц с точки зрения законности, экономности, целесообразности и добросовестности.

Уполномоченный по Гражданским Правам охраняет и защищает свободы и права человека и гражданина на основании Конституции и законов.

Всепольский Совет Радиовещания и Телевидения охраняет и защищает свободу слова, право на информацию и публичные интересы в радиовещании и телевидении.

Польский Национальный Банк является центральным банком государства. Ему принадлежит исключительное право эмиссии денег, установления и реализации денежной политики. Польский Национальный Банк отвечает за стоимость польской валюты.

При особо угрожающих ситуациях, если обычные конституционные средства недостаточны, в Республике Польша может быть введено чрезвычайное положение. Во время чрезвычайного положения не могут изменяться; Конституция, положения о выборах в Сейм, Сенат и органы территориального самоуправления, закон о выборах Президента Республики, а также законы о чрезвычайных положениях.

Споры о компетенции, которые могут возникнуть между органами территориального самоуправления и правительственной администрацией, разрешаются административными судами.

Единицы территориального общественного самоуправления участвуют в распределении публичных доходов сообразно возложенным на них задачам. Доходы гмин и повятов складываются из их собственных доходов, а также из общих субвенций и целевых дотаций из бюджета государства.

Гмины и повяты создают свои представительные нормотворческие («постановляющие») и исполнительные органы. Выборы в постановляющие органы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Во главе повята находится Совет и староста. Во главе гмины — совет гмины и формируемое советом правление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Москва и область
+7 499 110-35-21
Ежедневно с 9.00 до 23.00
Санкт-Петербург и область
+7 812 334-11-75
Ежедневно с 9.00 до 23.00
Обсуждения
Выплата алиментов неработающим

Если таких детей несколько, нужно прикладывать сразу несколько...

Комментарьев  0
Опоздание на работу более 4 часов трудовой кодекс статья

Составление различного рода документов и актов необходимо,...

Комментарьев  0
Госпошлина на права что идет

На Госуслугах указано — «Государственная пошлина: 2000...

Комментарьев  0

Рубрики

top